Asmodeus

Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Asmodeus

Форум таро (обучение, практика, расклады и т.д.), рунической магии (руны, ставы, мантика и т.д.).

Объявления

Последние темы

» Мария Ленорман и ее удивительные предсказания
бОГИНЯ Геката   EmptyВт Июн 27, 2017 7:45 pm автор Лилит

» Добро пожаловать!
бОГИНЯ Геката   EmptyВт Июн 27, 2017 4:54 pm автор Фатима

» Личные наработки. авт. Винтас
бОГИНЯ Геката   EmptyВс Мар 19, 2017 8:53 am автор Буравчик

» Значение карт для вопросов об обмане
бОГИНЯ Геката   EmptyПт Фев 03, 2017 3:41 pm автор Алексей Минский

» Черные Гримуары
бОГИНЯ Геката   EmptyПт Фев 03, 2017 12:31 am автор Алексей Минский

» ОБЩИЕ ВОПРОСЫ О РУНАХ И СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
бОГИНЯ Геката   EmptyПт Янв 27, 2017 2:10 am автор Алексей Минский

» Древнескандинавские магические слова
бОГИНЯ Геката   EmptyСр Янв 25, 2017 6:59 pm автор Алексей Минский

» Камни и знаки зодиака
бОГИНЯ Геката   EmptyСб Янв 21, 2017 4:09 pm автор Алексей Минский

» Памятка 1 активация
бОГИНЯ Геката   EmptyПт Янв 20, 2017 2:16 pm автор Алексей Минский

Ноябрь 2024

ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Календарь Календарь

Самые активные пользователи за месяц

Нет пользователей

Кто сейчас на форуме

Сейчас посетителей на форуме: 1, из них зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 1

Нет


[ Посмотреть весь список ]


Больше всего посетителей (100) здесь было Пт Июл 28, 2017 11:03 am

Опрос

Что Вам ближе?
бОГИНЯ Геката   Bar_left33%бОГИНЯ Геката   Bar_right 33% [ 1 ]
бОГИНЯ Геката   Bar_left33%бОГИНЯ Геката   Bar_right 33% [ 1 ]
бОГИНЯ Геката   Bar_left33%бОГИНЯ Геката   Bar_right 33% [ 1 ]
бОГИНЯ Геката   Bar_left0%бОГИНЯ Геката   Bar_right 0% [ 0 ]
бОГИНЯ Геката   Bar_left0%бОГИНЯ Геката   Bar_right 0% [ 0 ]

Всего проголосовало : 3

ВК

Поддержи форум


    бОГИНЯ Геката

    Алексей Минский
    Алексей Минский
    Admin


    Сообщения : 114
    Дата регистрации : 2016-12-30
    Возраст : 39
    Откуда : Калининград

    бОГИНЯ Геката   Empty бОГИНЯ Геката

    Сообщение автор Алексей Минский Сб Дек 31, 2016 12:32 am

    Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн
    Глава 1. На перепутье трех дорог

    Sorita d'Este & David Rankine (c)
    Перевод: Анна Блейз (с)

    Богиня Геката входила в число важнейших божеств древнего мира. Зародившись во тьме доисторических времен, ее культ сохранялся на протяжении трех тысячелетий. Он пережил периоды греческой архаики, классики и эллинизма, Римскую и Византийскую империю и даже «темные века» Европы, ибо следы древнего поклонения этой богине обнаруживаются даже в эпоху Возрождения.

    Геката была богиней рубежей, властительницей всех границ и переходных периодов в человеческой жизни. Кроме того, она почиталась как защитница, отвращающая зло и выводящая на верный путь, о чем свидетельствуют некоторые из ее многочисленных эпитетов. Тройственный облик Гекаты указывает на ее власть над тремя мирами: небом, морем и землей. Об архаических истоках ее культа свидетельствует то, что она изображалась с головами различных животных, каждое из которых символизирует одну из граней ее разностороннего характера.

    Геката ассоциировалась с посвятительными церемониями ряда античных мистериальных культов — не только знаменитых Элевсинских мистерий, но и культа Деметры в Селинунте (Сицилия), а также мистерий, бытовавших в Аргосе и на греческих островах Самофракия и Эгина.

    С именем Гекаты связывалось множество эпитетов, описывавших различные роли и качества, в которых она выступала в тот или иной период. Вот некоторые из наиболее известных ее именований:

    Хтония («земная»),
    Дадофора («факелоносица»),
    Энодия («дорожная»),
    Клидофора («ключница»),
    Куротрофа («кормилица детей»),
    Фосфора («светоносная»),
    Пропола («спутница»),
    Пропилея («привратница»),
    Сотейра («спасительница»),
    Триформис («трехтелая»),
    Триодитис ([богиня] «трех дорог»).
    Геката Пропилея («привратница») была хранительницей города, отвращающая зло от его стен и защищающая его жителей. Святилища ей устраивали не только при входе в города и храмы других божеств, но и перед частными домами. Небольшое святилище богини, установленное перед дверью дома, называлось «гекатейон».

    Большой храм Гекаты располагался в городе Лагина в Карии (на территории современной Турции), где ежегодно проводилась церемония под названием «kleidosagoge» («шествие с ключом»). Сара Айлс Джонстон, автор книги «Геката Сотейра», предполагает, что эта процессия была связана именно с Гекатой в ее роли Пропилеи — хранительницы врат[1]. Кроме того, само название церемонии ассоциируется с эпитетом «Клидофора», который эта богиня носила как хранительница ключей от подземного мира, выносящая решение о том, кто из усопших заслужил блаженное посмертие на Елисейских полях. В данном контексте она выступает как проводница души умершего на последнем этапе загробного странствия. А в посвященном ей орфическом гимне Геката именуется, ни много ни мало, «Ключницей Вселенной»[2].

    Ввиду столь важной роли, которую она играла в культовой жизни Лагины, можно предположить, что Геката была покровительницей этого города, подобно тому как Кибела покровительствовала всей Фригии, а Инанна — некоторым из древнейших шумерских городов.

    К V веку до н.э. святилище Гекаты появилось при вратах города Милет, в пятидесяти милях к северу от Лагины, где культ этой богини установился примерно столетием раньше. В том же V веке до н.э. Гекате стали поклоняться в городе Афродисий, также располагавшемся неподалеку от Лагины. Роль хранительницы врат, прочно закрепившуюся за этой богиней, подтверждает греко-римский историк Плутарх, записавший в I веке н.э. историю о том, как один полководец поставил у ворот Коринфа военный трофей, а другой со смехом заметил, что это не подношение Аресу, а столб Гекате, — «ибо столбы Гекате ставились перед любыми воротами в том месте, откуда расходились дороги»[3].

    Исследователи отмечают, что в малоазийской области Кария (именно там, где обнаружены первые признаки культа Гекаты) среди имен собственных встречается необычно много таких, которые содержат корень «hecat-». Это еще одно свидетельство в пользу того, что поклонение Гекате играло здесь немаловажную роль. В целом по Малой Азии общее количество обнаруженных имен с корнем «hecat-» составляет 310, тогда как на островах Эгейского моря таковых насчитывается почти вдвое меньше — 158, а в Аттике — всего 11[4]. Стоит также упомянуть, что город Идриада, расположенный неподалеку от Лагины, первоначально носил название «Гекатесия». Современные реконструкторы культа Гекаты дали это же имя, «Гекатесия», сентябрьскому празднику полнолуния, который с 2000 года ежегодно отмечается в храме Лагины, раскопанном в 1990-е годы.
    Алексей Минский
    Алексей Минский
    Admin


    Сообщения : 114
    Дата регистрации : 2016-12-30
    Возраст : 39
    Откуда : Калининград

    бОГИНЯ Геката   Empty Re: бОГИНЯ Геката

    Сообщение автор Алексей Минский Сб Дек 31, 2016 12:33 am

    Во Фракии (области к северу от Карии) культ Гекаты набрал силу к V веку до н.э. Одно из самых ранних свидетельств поклонения этой богине во Фракии обнаруживается во фрагменте пеана древнегреческого поэта Пиндара, посвященного жителям города Абдеры и датируемого приблизительно серединой V века до н.э.:

    В месяце первый день[5],
    Он был назван обутою в красное благосклонной Гекатой,
    Чтобы так тому и быть[6].

    Поскольку из многочисленных литературных источников известно, что в том же V веке до н.э. Гекате поклонялись и в Афинах, весьма вероятно, что культ ее очень быстро распространился по всему Эгейскому региону в конце VI — начале V столетий. Отдельные упоминания о ней встречаются в литературе и раньше — в «Теогонии» Гесиода (VIII в. до н.э.)[7] и в гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.)[8], но только в V столетии они становятся достаточно частыми и дают нам право утверждать, что теперь эта богиня приобрела в греческой культуре весьма значительную роль.

    Но как проследить истоки культа Гекаты, зародившегося, несомненно, задолго до первого упоминания ее имени в «Теогонии» Гесиода в VIII веке до н.э.? Фон Рудлофф в своей книге «Геката в религии древних греков» высказывает предположение, что триада имен в одной из надписей, выполненных линейным письмом Б и относящихся к бронзовому веку, связаны именно с Гекатой и двумя другими богинями Элевсинского культа — Деметрой и Персефоной. Это имена «Ифимедея», «Пересва» и «Дивия», присутствующие в перечне божественных имен на глиняной табличке Tn316, обнаруженной в городе Пилосе на южном побережье Греции и датируемой XIII веком до н.э. Первое из них, теоретически, может быть вариантом имени Гекаты, поскольку та связана с Ифигенией, упомянутой под именем «Ифимеда» в гесиодовском «Каталоге женщин» (VIII в.)[9]; второе предположительно происходит от того же корня, что и имя «Персефона», а третье может означать «светлая» или «богатая богиня» и представлять собой эпитет Деметры.

    Еще одно указание на происхождение образа Гекаты дает ее связь со львами. Изображения Гекаты между двух львов не относятся к числу древнейших, но все же намекают на ближневосточные корни этой богини. Иконография Инанны, Астарты и Кибелы свидетельствует, что изображения богинь в сопровождении двух львов — весьма характерная для Ближнего Востока особенность. Впрочем, не следует забывать, что между двумя большими кошками изображалась также Артемида, поэтому упомянутые изображения Гекаты — в силу своего позднего появления — могут быть следствием синкретического слияния Гекаты с Артемидой. Но не исключено, что образ Артемиды, в свою очередь, заимствован из ближневосточного региона, так что, в конечном счете, данная версия не исключает гипотезу иноземного происхождения Гекаты.

    Изображения Гекаты со львами встречаются на фризе храма в Лагине и на монетах; кроме того, в связи с этими животными богиня упоминается в более поздний период в «Халдейских оракулах» и греческих магических папирусах. В «Халдейских оракулах» Геката описывается как «владеющая львами», и от лица ее говорится: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва»[10].

    В греческих магических папирусах мы находим «Молитву к Селене для любых заклинаний», по содержанию похожую, скорее, на обращение к Гекате. В этом тексте обнаруживается фраза: «…ты стоишь под защитой двух львов, поднявшихся на дыбы»[11].

    Как аргумент в пользу негреческого происхождения Гекаты приводился также тот факт, что в жертву ей приносили собак: эти животные использовались для подношений только иноземным богам, вошедшим в греческий пантеон (в частности, Аресу). Описывая этот феномен в статье «Жертвоприношения в Древней Греции: новые данные», Фриц Граф отмечает, что приношение собаки в жертву само по себе являлось «пограничной», нетрадиционной практикой:

    Более девяноста процентов всех жертвенных животных относилось к четырем видам: коровы, козы, овцы и свиньи. Всякое животное, не входящее в этот стандартный набор, — как, например, собака — приобретало семантическую значимость[12].

    Связь культа Гекаты с Элевсинскими мистериями Деметры и Персефоны подкрепляется тем обстоятельством, что в Селинунте (Сицилия) имелся храм, посвященный всем трем этим богиням. Не исключено, что поклонение им носило такой же характер, как и в Элевсине. Известно также, что Гекате поклонялись в Аргосе и на островах Эгина и Самофракия, но какие формы приобрел ее культ в этих местах, судить трудно.

    Исследуя археологические и литературные указания на истоки культа Гекаты, необходимо также учитывать происхождение, приписывавшееся ей в разные периоды в письменных изложениях мифов. В «Теогонии» Гесиона родителями Гекаты называются звездная богиня Астерия и ее супруг, титан Перс:

    …Ввел ее [т.е. «благоименную Астерию», имя которой переводится как «Звездная»] некогда Перс [«Разрушитель»] во дворец свой, назвавши супругой.
    Эта, зачавши, родила Гекату…[13]

    Астерия ассоциировалась с ночным небом — не только как покровительница астрологии, но и как подательница вещих снов. В храме Астерии на острове Делос практиковалась инкубация — обычай оставаться в святилище на ночь, чтобы получить пророческий сон. По-видимому, эту связь с оракулами и сновидениями Астерия передала своей дочери Гекате по наследству. Сестрой Астерии была Лето, родившая от Зевса божественных близнецов Артемиду и Аполлона, которым Геката приходилась, соответственно, двоюродной сестрой. Впоследствии образы Гекаты и Артемиды сблизились очень тесно и даже слились воедино.

    Что касается титана Перса (Perses), то его имя обычно переводится как «Разрушитель», но это же слово, «perses», также употреблялось в значении «персидский». Греческий историк Геродот в своем основном труде, написанном в V веке до н.э., утверждает, что персы получили свое название от имени Перса, сына Персея (Perseus)[14]. Ввиду этого можно предположить, что отец Гекаты мыслился как перс, то есть житель Ближнего Востока. В различных источниках имя ее отца приводится в разных вариантах («Persaios», «Perseus» и др.).

    В гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.) использована та же версия происхождения Гекаты, что и в «Теогонии»: богиня описывается здесь как «…Персеева дочерь, // Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева»[15].

    Эту версию, наиболее распространенную из всех, поддерживало большинство авторов, вплоть до Псевдо-Аполлодора, приводящего ее в своей «Мифологической библиотеке» (II век н.э.)[16], и Ликофрона (III век н.э.), упоминающего Гекату как «девственную дочь Персея, Бримо Триморфос»[17]. Эпитеты «Бримо» («гневная» или «грозная») и «Триморфос» («трехтелая» или «имеющая три обличья») применялись к Гекате часто. Эта богиня устойчиво ассоциировалась с числом три, играющим важную роль в ее культе и связанных с нею магических обрядах:

    И ты, частая гостья на распутьях трех дорог, властвующая в трех обличьях своих над тремя декадами и над огнями и псами[18].

    В схолиях к поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» о родителях Гекаты приводятся различные мнения. Утверждается, что в орфических гимнах она названа дочерью Део (Деметры), у Вакхилида — дочерью Никты (Ночи), у Мусея — дочерью Зевса и Астерии, а также что Ферекид считает отцом Гекаты Аристея.

    Эти разноречивые сведения в действительности связаны между собой более тесно, чем может показаться на первый взгляд. То обстоятельство, что в орфических гимнах Геката именуется дочерью Деметры, представляется вполне естественным в свете того, что гомеров гимн «К Деметре» использовался в орфических мистериях. Геката совершенно логично вводится в семью богинь, занимающих центральное место среди сил подземного царства и, следовательно, играющих ключевую роль в переселении душ — важнейшей теме орфических мистерий.

    Никта (Ночь) отождествлялась с Астерией, ибо что такое ночь, как не само звездное небо? Никта была одной из первозданных сил вселенной, от которых произошли боги. Роль Зевса как отца Гекаты также не вызывает удивления: во-первых, он породил и многих других богов, а во-вторых, он наряду с Гекатой играет важнейшую роль в «Халдейских оракулах».

    Более любопытна версия, по которой отцом Гекаты был Аристей — бог, научивший людей использовать целебные травы, разводить пчел, добывать мед и варить медовуху, выращивать оливки и делать сыр. Обычно он считается сыном Аполлона и нимфы Кирены, хотя у Вакхилида его родителями названы Земля-Гея и Небо-Уран.

    Многие античные божества почитались не по отдельности, а сообща с другими богами. Так и Гекату нередко можно встретить в компании других божеств — таких, как Гермес, Аполлон, Деметра, Персефона, Кибела, Митра и прочие. Этот принцип как нельзя более ясно демонстрирует римская надпись IV века н.э.:

    Секстилий Агесилай Эдесий, наисильнейший властитель <…> отец непобедимого солнца, бога Митры, иерофант Гекаты, верховный пастырь Диониса, возрожденный навеки, принес в жертву быков и баранов и так посвятил сей алтарь великим богам, матери богов и Аттису[19].

    Из другой римской надписи того же периода явствует, что с Гекатой связывался некий мистериальный культ, подобный мистериям индо-иранского бога Митры, фригийской богини Кибелы и элевсинских божеств. Здесь посвященной нескольких мистериальных культов именуется жрица Паулина:

    Посвященная Цереры и Элевсиний, посвященная Гекаты Эгинской, тавроболиата иерофантрия[20].

    Наиболее тесно с Гекатой связывались другие хтонические божества (Гермес, Аид, Персефона и Гея), а также Зевс, Рея, Деметра, Митра, Кибела и солнечные боги Гелиос и Аполлон. Имена хтонических богов — Гермеса, Аида, Персефоны и Геи — также чаще прочих встречаются на дефиксионах (табличках с проклятиями), а Зевс и Рея фигурируют в «Халдейских оракулах» (причем Зевс — в качестве центрального божества).

    С течением времени с Гекатой частично или полностью отождествились некоторые другие богини — такие, как Бримо, Деспония, Энодия, Генетиллида, Котида, Кратеида и Куротрофа. Кроме того, ее стали сближать, а нередко и отождествлять с такими богинями, как Артемида, Селена, Мена, Персефона, Физида, Бендида, Бона Деа, Диана, Эрешкигаль и Исида.

    Нередко Геката ассоциировалась с Гермесом, поскольку из всех представителей мужской части греческого пантеона он был наиболее тесно связан с идеями рубежа и порога. На дефиксионах Гермес Хтоний часто упоминается вместе с Гекатой Хтонией. Статуя Гермеса Пропилейского, стоявшего, по сообщению Павсания, у входа в афинский акрополь[21], выполняла ту же защитную функцию, что и изображения Гекаты Пропилеи. А в связывающем заклинании из греческого магического папируса[22] имена двух этих божеств даже соединяются в единое имя: «Расставляющая западни, Хозяйка трупов, Гермес, Геката, Гермеката».

    Также в связи с Гекатой в различных сюжетах фигурирует Гелиос. В гомеровом гимне «К Деметре» Гелиос — единственный, кто наряду с Гекатой слышит крик похищаемой Персефоны. Сближены эти два божества и во фрагменте гимна из утраченной пьесы Софокла «Зельекопы» (V век до н.э.):

    Ты, о Гелий-владыка и пламень святой,
    Перекрестков царицы, Гекаты, доспех!
    Ведь тобой на высотах Олимпа она
    Потрясает, тебя по распутьям несет,
    Увенчавши дубовой листвою главу
    И плетеньем из змей ядовитых[23].

    По числу упоминаний в греческих магических папирусах Гелиос (иногда отождествляемый с Аполлоном) занимает первое место среди богов, а Геката — среди богинь. Кроме того, Гелиос и Геката упоминаются (хотя и по отдельности) в различных источниках как родители волшебниц Кирки и Медеи. По одной из версий, Гелиос был дедом Гекаты, которая, в свою очередь, родила двух упомянутых чародеек:

    У Гелиоса было два сына: Ээт и Перс. Ээт стал царем Колхиды, а Перс — Тавриды <…> У Перса была дочь Геката <…> Геката вышла замуж за Ээта и родила от него двух дочерей — Кирку и Медею, а также сына Эгиалея[24].

    В «Аргонавтике» Медея призывает Гелиоса и Гекату (Персеиду, т.е. дочь Перса) в свидетели своей клятвы:

    …Гелия блеск мне святой пусть ручателем будет,
    Пусть поручатся за то и бденья ночной Персеиды…[25]

    Зевс также устойчиво ассоциируется с Гекатой — еще со времен «Теогонии», где

    …ее перед всеми
    Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
    Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
    Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
    Более всех почитают ее и бессмертные боги[26].

    Некоторые источники называют Зевса ее отцом. Вдвоем же Зевс и Геката составляют центральную пару божеств «Халдейских оракулов»: Геката выступает как посредница, Сотейра («спасительница»), несущая божественное влияние верховного бога, Зевса, во все миры и всем живым созданиям.

    Иногда Геката отождествляется с матерью чудовищной Скиллы — морской богиней Кратеидой (Кратеей, Кратайей), а иногда и с самой Скиллой. Слияние этих персонажей объясняется, среди прочего, тем, что Кратеида, как и Геката, носила эпитет Скилакагетис («Предводительница собак»). В «Аргонавтике» Гера, покровительница Ясона, просит морскую богиню Фетиду уберечь аргонавтов:

    Также беспомощным им ты не дай ни с Харибдой спознаться,
    Дабы она, их всех поглотив, с собой не умчала,
    Ни в тайники ненавистные к Скилле — грозе величайшей
    Вод Авзонийских — попасть, к той Скилле, которая Форку
    Порождена Гекатой ночной и зовется Кратайей, —
    Дабы, бросаясь, она не сдавила в челюстях страшных
    Лучших героев[27].

    Разумеется, эта версия противоречит традиционному представлению о Гекате как о непорочной деве (вспомним, к примеру, что Ликофрон в поэме «Александра» называет ее «девственной дочерью Персея»). Но подобная вариативность только лишний раз подтверждает непредсказуемый, неустойчивый, во всех отношениях пограничный характер этой богини.



    Письменные источники

    История письменных источников, содержащих упоминания и сведения о Гекате, охватывает более двух тысяч лет. Для удобства мы составили следующую таблицу, в которой перечислены в хронологическом порядке все источники, использованные при работе над этой книгой.



    Дата

    Источник

    Ок. IX в. до н.э.

    Гомер, «Одиссея»

    Ок. VIII в. до н.э.

    Гесиод, «Теогония»

    Ок. VIII в. до н.э.

    Гесиод, «Труды и дни»

    Ок. VII в. до н.э.

    Гомеров гимн «к Деметре»

    Ок. VII в. до н.э.

    Алкман, фрагменты

    Ок. VI в. до н.э.

    Гиппонакт, фрагменты

    Начало V в. до н.э.

    Эсхил, «Просительницы»

    Ок. V в. до н.э.

    Эсхил, «Кормилицы Диониса»

    Ок. V в. до н.э.

    Эсхил, фрагменты

    Ок. V в. до н.э.

    [Псевдо-]Геродот, «Жизнь Гомера»

    Ок. V в. до н.э.

    Геродот, «История»

    Ок. V в. до н.э.

    Гиппократ, «О священной болезни»

    Ок. V в. до н.э.

    Софокл, «Зельекопы»

    Ок. V в. до н.э.

    Софрон, «Женщины, утверждающие, что они изгоняют богиню [Гекату]»

    Ок. V в. до н.э.

    Евполид, фрагменты

    Ок. V в. до н.э.

    Вакхилид, фрагменты

    Ок. V в. до н.э.

    Эмпедокл, «Очищения»

    Ок. V в. до н.э. — ок. II в. н.э.

    Вакхические золотые погребальные таблички

    462 г. до н.э.

    Пиндар, 4-я Пифийская песнь

    450 г. до н.э.

    Эсхил, «Хоэфоры»

    442 г. до н.э.

    Кратин, «Фракиянки»

    431 г. до н.э.

    Еврипид, «Медея»

    420 г. до н.э.

    Аристофан, «Осы»

    414 г. до н.э.

    Еврипид, «Ифигения в Тавриде»

    412 г. до н.э.

    Еврипид, «Елена»

    410 г. до н.э.

    Аристофан, «Лисистрата»

    400 г. до н.э.

    Аристофан, «Лягушки»

    380 г. до н.э.

    Аристофан, «Плутос»

    Ок. IV в. до н.э.

    Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе»

    Ок. IV в. до н.э.

    Анаксилай, «Изготовитель лир»

    Ок. IV в. до н.э.

    Теофраст, «Характеры»

    Ок. IV в. до н.э.

    Теофраст, «Исследование о растениях»

    Ок. IV в. до н.э.

    Теофраст, «О благочестии»

    Ок. III в. до н.э.

    Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»

    Ок. III в. до н.э.

    Ликофрон, «Александра»

    Ок. III в. до н.э.

    Каллимах, 3-й гимн «К Артемиде»

    270 г. до н.э.

    Феокрит, идиллии

    Ок. II в. до н.э.

    Аполлодор Афинский, «Хроника»

    Ок. II в. до н.э. — ок. V в. н.э.

    Греческие магические папирусы

    Ок. I в. до н.э.

    Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека»

    Ок. I в. до н.э.

    Катулл, «Песни»

    Ок. 40 г. до н.э.

    Вергилий, «Буколики»

    35 г. до н.э.

    Гораций, «Сатиры»

    30 г. до н.э.

    Гораций, «Эподы»

    Конец I в. до н.э.

    Вергилий, «Энеида»

    8 г. н.э.

    Овидий, «Метаморфозы»

    8 г. н.э.

    Овидий, «Фасты»

    60 г. н.э.

    Лукан, «Фарсалия»

    Ок. I в. н.э.

    Сенека, «Медея»

    Ок. I в. н.э.

    Стаций, «Фиваида»

    Ок. I в. н.э.

    Плиний, «Естественная история»

    Ок. I в. н.э.

    Иосиф Флавий, «Иудейские древности»

    Ок. I в. н.э.

    Иосиф Флавий, «Иудейская война»

    Ок. I в. н.э. — III в. н.э.

    Орфический гимн «К Гекате»

    Начало II в. н.э.

    Плутарх, «Моралии»

    Начало II в. н.э.

    Плутарх, «Римские вопросы»

    Ок. II в. н.э.

    Элиан, «О свойствах животных»

    Ок. II в. н.э.

    Павсаний, «Описание Эллады»

    Ок. II в. н.э.

    Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»

    Ок. II в. н.э.

    Климент Александрийский, «Протрептик, или увещание к эллинам»

    Ок. II в. н.э.

    Лукиан, «Любители лжи»

    Ок. II в. н.э.

    Антонин Либерал, «Метаморфозы»

    Ок. II в. н.э.

    Татиан, «Слово к эллинам»

    Ок. II в. н.э.

    Цельс, «Правдивое слово»

    Ок. II в. н.э.

    «Халдейские оракулы»

    Ок. II в. н.э.

    Папирус из Оксиринха

    Конец IIв. н.э.

    Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осёл»

    Начало III в. н.э.

    Филострат Афинский, «Жизнь Аполлония Тианского»

    Начало III в. н.э.

    Климент Александрийский, «Строматы»

    Ок. III в. н.э.

    Ипполит, «Философумена, или Опровержение всех ересей»

    Ок. III в. н.э.

    Ямвлих, «О египетских мистериях»

    Ок. III в. н.э.

    Порфирий, «Об изваяниях»

    Ок. III в. н.э.

    Порфирий, «О философии из оракулов»

    Ок. III в. н.э.

    Порфирий, схолии к «Кратилу» Платона

    Ок. III в. н.э.

    Афиней, «Пир мудрецов»

    Начало IV в. н.э.

    Евсевий Кесарийский, «Приготовление к Евангелию»

    Ок. IV в. н.э.

    Арнобий, «Против язычников»

    Ок. IV в. н.э.

    Лактанций, «Божественные установления»

    Ок. IV в. н.э.

    Орфическая «Аргонавтика»

    411 г. н.э.

    Августин, 241-я проповедь

    Начало V в. н.э.

    Синезий, «Гимны»

    Ок. V. в. н.э.

    Нонн Панополитанский, «Деяния Диониса»

    Ок. V. в. н.э.

    Макробий, «Сатурналии»

    Ок. V. в. н.э.

    Прокл, гимн к Гекате и Янусу

    Ок. V. в. н.э.

    Марин, «Жизнь Прокла»

    Ок. V. в. н.э.

    «Пистис София»

    Начало VI в. н.э.

    Псевдо-Дионисий Ареопагит, «О небесной иерархии»

    Ок. VI в. н.э.

    Дамаский, «О первых началах»

    Ок. VI в. н.э.

    Иоанн Лид, «О месяцах»

    Ок. VI в. н.э.

    Стефан Византийский, «Этника»

    Ок. X в. н.э.

    «Суда» (византийский словарь)

    Ок. XI в. н.э.

    Михаил Пселл, комментарии к «Халдейским оракулам»

    Ок. XII в. н.э.

    Иоанн Цец, схолии к «Александре» Ликофрона

    1533

    Корнелий Агриппа, «Оккультная философия»

    1571

    Винченцо Картари, «Образы богов»

    Ок. 1606

    Уильям Шекспир, «Макбет»

    1795

    Эбенезер Сибли, «Новое и полное представление оккультных наук»



    Перевод с англ. Анны Блейз


    [1] Sarah Iles Johnston. Restless Dead, 1999, p. 206. — Примеч. авт.

    [2] Орфический гимн Гекате (ок. I—III н.э.). — Примеч. авт.

    [3] Плутарх. «Изречения царей и полководцев», «Эпаминонд», 19. — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.

    [4] Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Hornblower & Matthews, 2000. — Примеч. авт.

    [5] Первый день месяца — новолуние, ассоциировавшееся с Гекатой. — Примеч. авт.

    [6] Пиндар, пеан 2 («Абдеритам»), 3с, 75—78, рус. пер. М.Л. Гаспарова.

    [7] В «Теогонии» Гесиода Геката — дочь титанов Перса и Астерии, благая богиня, наделенная множеством функций:

    …ее перед всеми
    Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
    Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
    Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
    Более всех почитают ее и бессмертные боги.
    Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
    Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
    То призывает Гекату: большую он честь получает
    Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
    Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
    Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
    Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
    Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
    Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
    Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
    Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
    Чести не меньше она, как единая дочь, получает, —
    Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
    Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
    Хочет — в народном собранье любого меж всех возвеличит.
    Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
    Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
    Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
    Возле достойных царей на суде восседает богиня.
    Очень полезна она, и когда состязаются люди:
    Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
    Мощью и силою кто победит — получает награду,
    Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
    Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
    Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
    Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
    Очень легко на охоте дает она много добычи,
    Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.
    Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
    Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
    Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
    Самое малое сделать великим, великое ж — малым.
    Так-то, — хотя и единая дочерь у матери, — все же
    Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
    Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
    После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
    Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.

    (411—452, здесь и далее цитируется в рус. пер. В.В. Вересаева).

    [8] В этом гимне Геката предстает в облике девы, «нежной духом», «с блестящей повязкою» и «держащей светоч»; услышав из своей темной пещеры крик похищенной Персефоны, она приходит на помощь Деметре, и вдвоем они узнают у Гелиоса-Солнца имя похитителя. — Примеч. авт.

    [9] См. «Каталог женщин», 12(23).15—26. Ср. у Павсания: «Гесиод в своих поэмах в “Каталоге женщин” говорит, что Ифигения не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой» («Описание Эллады», «Аттика», XLIII, 1). — Примеч. авт.

    [10] Автор цитирует «Халдейские оракулы» в переводе Стивена Ронана. Приведены отрывки из оракулов №№ 18 и 147 по современной нумерации.

    [11] IV:2811—2811, trans. Krause. — Примеч. авт.

    [12] Fritz Graf, “What is new about Greek sacrifice?”, 2002. — Примеч. авт.

    [13] Гесиод, «Теогония», 410—411.

    [14] См.: Геродот, «История», VII, 61.

    [15] 24—25.

    [16] I, II, 4.

    [17] «Александра», 1174. — Примеч. авт.

    [18] Греческий магический папирус № IV:2528—2530. — Примеч. авт.

    [19] Corpus Inscriptionum Latinarum, VI.510 (367 год н.э.). — Примеч. авт.

    [20] Надпись на надгробии Фабии Аконии Паулины, ок. IV в. н.э. — Примеч. авт.

    Фабия Акония Паулина — римская патрицианка, жена Веттия Агория Претекстата (ок. 320—384), проконсула провинции Ахайя, представителя языческого возрождения, выступавшего в защиту древних мистерий в период тотальной христианизации империи. «Тавроболиата» — участница тавроболии, обряда жертвоприношения быков, связанного с культом Митры. «Иерофантрия» — женский аналог иерофанта, т.е. посвятителя.

    [21] «Описание Эллады», «Аттика», XXII.8.

    [22] Греческий магический папирус № III:1—164. — Примеч. авт.

    [23] Рус. пер. Ф.Ф. Зелинского.

    [24] Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», V.XLV.1, здесь и далее цитируется в рус. пер. О.П. Цыбенко.

    [25] IV,1019—1020, здесь и далее цитируется в рус. пер. Г.Ф. Церетели.

    [26] Гесиод, «Теогония», 411—415.

    [27] IV, 825—831.
    Алексей Минский
    Алексей Минский
    Admin


    Сообщения : 114
    Дата регистрации : 2016-12-30
    Возраст : 39
    Откуда : Калининград

    бОГИНЯ Геката   Empty Re: бОГИНЯ Геката

    Сообщение автор Алексей Минский Сб Дек 31, 2016 12:54 am

    Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн
    Глава 2. Служители богини
    Sorita d'Este & David Rankine (c)
    Перевод: Анна Блейз (с)

    В античной литературе Геката — частая гостья. Она фигурирует и в теологических трактатах, и в пересказах легенд, и в художественных произведениях. Ее функции и родословную описывали философы, чьи воззрения оказали огромное влияние на развитие магии, — от Гесиода до Порфирия; ее силы и свойства упоминаются в преданиях о таких мифических героинях, как Медея и Цирцея, образы которых снова и снова возвращаются на подмостки театров и на страницы книг. Дошедшие до нас античные тексты позволяют предположить, что Геката нередко ассоциировалась с фессалийскими колдуньями, прославившимся настолько, что мы помним о них и по сей день. Связи между Гекатой и трудами, к примеру, такого философа, как Эмпедокл, не столь очевидны, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что Эмпедокл был сведущ в магических свойствах кореньев, а Геката, теснейшим образом связывалась с rhizothomoi (собственно, магией кореньев) и pharmakeia (магией трав и растительных ядов). Иллюстрацией этому служит, в частности, призывание Гекаты из сохранившегося фрагмента утраченной пьесы Софокла «Зельекопы» (V в. до н.э.).



    Гесиод

    Влияние Гесиода на формирование религиозных и духовных воззрений древних греков трудно переоценить. Особенно важную роль сыграли две его поэмы — «Труды и дни» и «Теогония» (обе относятся к VIII веку до н.э.). Первая оказала влияние на развитие орфической и пифагорейской философских школ; цитаты из нее приводились как аргумент в пользу вегетарианской диеты, предписанной последователям этих учений. Вторая же, «Теогония», имела огромное значение как первый в истории упорядоченный свод древнегреческих мифов о сотворении мира и происхождении богов. Для нас она представляет особый интерес, поскольку содержит самое раннее из дошедших до нас литературных описаний Гекаты. В пантеоне «Теогонии» центральное положение занимает Зевс, но и Гекате наряду с ним отводится чрезвычайно важное место. Тысячу лет спустя такую же расстановку сил мы обнаружим в «Халдейских оракулах»; и примечательно, что последние, так же как и «Теогония», почитались плодом божественного откровения.

    Высказывались предположения, что Гесиод был служителем Гекаты и что именно этим объясняется необыкновенно пространное и благожелательное описание, которое он дает ей в «Теогонии». Согласно другой гипотезе, это описание «Гекаты» представляет собой позднейшую вставку, добавленную каким-то другим автором по аналогичной причине.

    Нам известно, что брата Гесиода звали Перс; то же самое имя носит в «Теогонии» отец Гекаты. Едва ли Гесиод самовольно назвал последнего именем брата, тем более что в «Трудах и днях» он осыпает этого самого брата упреками, обвиняя в безрассудстве. Но можно предположить, что родители Гесиода поклонялись Гекате как своей богине-защитнице и назвали в честь ее отца одного из своих сыновей.



    Эмпедокл

    Древнегреческий философ и знаток магических свойств растений, Эмпедокл из Акраганта (ок. 495 — ок. 435 до н.э.), заложил основы учения о четырех элементах (воздухе, огне, воде и земле), которое используется в теории магии и по сей день. Некоторые факты его биографии позволяют предположить, что он мог быть служителем Гекаты. Эмпедокл претендовал на обладание именно теми сверхъестественными способностями, которые в легендах ассоциируются с Гекатой и ее приверженцами. Так, он утверждал, что владеет снадобьями, возвращающими молодость (вспомним, что в известном мифе Медея омолаживает старца Эсона, отца Ясона), может управлять погодой (подобно фессалийским волшебницам, о которых говорили, что они способны низвести луну с небес на землю) и даже воскрешать мертвых (эта способность приписывалась самой Гекате как хранительнице ключей подземного мира).

    По преданию, Эмпедокл объявил себя бессмертным и, чтобы доказать это, прыгнул в кратер вулкана Этна и бесследно исчез. Останки его так и не были найдены — уцелела лишь одна бронзовая сандалия. А бронзовая сандалия была культовым символом Гекаты.

    Один из двух сохранившихся фрагментов трудов Эмпедокла носит название «Очищения» (Katharmoi), что также весьма интересно, поскольку очищение тесно ассоциировалось с Гекатой. Диодор Эфесский приводит легенду, согласно которой Эмпедокл благополучно остановил мор, вызванный загрязнением реки в городе Селине (где стоял храм, посвященный Гекате, Деметре и Персефоне). Чтобы спасти город, он распорядился повернуть две соседние речки таким образом, чтобы воды их очистили загрязненную реку, и сам оплатил все связанные с этим работы. Столь щедрое благодеяние может свидетельствовать о том, что Эмпедокл был посвящен в местные мистерии упомянутых трех богинь.



    Порфирий

    Философ-неоплатоник Порфирий (234 — ок. 305 н.э.), уроженец финикийского города Тира, был учеником Плотина. В своих работах он затрагивал широкий спектр вопросов и тем; среди его трудов — трактаты по философии, логике, вегетарианству, оракулам, человеческим добродетелям и так далее, а также полемические сочинения против христианства. Его «Введение к “Категориям” Аристотеля» на протяжении многих веков оставалось классическим учебником по логике, признанным как в Европе, так и в странах арабского мира.

    Большое влияние на философию Порфирия оказали «Халдейские оракулы», которые и легли в основу его представлений о Гекате. Это помогает понять, почему она так часто упоминается в его сочинениях. В своих схолиях к «Кратилу» Платона Порфирий не только утверждает превосходство Гекаты над другими богами, но и демонстрирует знакомство с «Халдейскими оракулами» и представленной в них божественной иерархией, согласно которой именно Геката есть источник душ и их добродетелей:

    …той [чистой] сути, что превосходит прочие силы этого тройственного чина животворения, сообразна власть Гекаты; средней силе, порождающей монады, — власть души, а круговращению умных сил — власть Добродетели[1].

    Порфирий был убежденным вегетарианцем и написал на эту тему два трактата: «О воздержании от мясной пищи» и «О недопустимости убийства животных ради пропитания». В своих сочинениях он часто упоминает Гекату; так, например, в трактате «О философии из оракулов» приводится оракул Гекаты о пришествии Иисуса. Христианский теолог Евсевий Кесарийский в своем «Приготовлении к Евангелию» приводит обширные цитаты из Порфирия, среди которых — наставления о символах этой богини, о том, как возвести ее святилище и как ей поклоняться.

    Интересно также упоминание Гекаты в трактате «О воздержании», где говорится о некоем святом, который не приносил в жертву животных, но жертвовал Гекате и Гермесу благовония и хлебы. Рассуждая в этой же работе о различных богах, Порфирий особо подчеркивает достоинства Гекаты:

    Но Геката будет благосклоннее прочих, если призвать ее именами быка, пса и львицы[2].

    Взгляды Порфирия сформировались под влиянием его учителя, Плотина, диалог с которым продолжился в общении Порфирия с его собственным учеником, Ямвлихом. Последний стал автором классического трактата по теургии — «О египетских мистериях».



    Кирка (Цирцея)

    У Перса была дочь Геката <…> Геката вышла замуж за Ээта и родила от него двух дочерей — Кирку и Медею, а также сына Эгиалея[3].

    Кирка, первая из великих вымышленных волшебниц или колдуний в древнегреческой литературе, наделялась целым рядом магических способностей, приличествующих ее полубожественному статусу и родству с Гекатой. Она умела управлять погодой, незримо переноситься с места на место и превращать людей в животных; она владела любовной магией и некромантией, повелевала животными и была сведуща в магии растений.

    Одиссей смог устоять против Кирки, пытавшейся превратить его в свинью, только благодаря волшебному растению, которое дал ему бог Гермес. Но против ее любовных чар даже он оказался бессилен и задержался на ее острове на целый год. Комментатор поэмы Ликофрона «Александра» утверждает, что после смерти Одиссея Кирка призвала его тень из царства мертвых; таким образом, от внимания могущественных чародеев обычный человек не мог укрыться даже в загробном мире.

    Кирка традиционно изображается как жрица Гекаты, а в некоторых источниках — и как ее дочь. В «Аргонавтике» Кирка по велению Зевса совершает очистительные обряды над своей племянницей Медеей и Ясоном, коварно умертвившими брата Медеи, Апсирта. Этот эпизод, предваряемый видениями, из которых она узнает о свершившемся убийстве и о необходимости очищения, свидетельствует, что Кирка обладала также магическими способностями жрицы:

    И Кирка постигла,
    Что пред ней изгнания скорбь и нечестье убийства.
    Вот почему по закону молящих защитника Зевса,
    Гнев чей силен, но сильна и помощь повинным в убийстве,
    Жертву она совершать начала, очищается коей
    Всякий, кто, зло сотворив, к очагу припадает с мольбою.
    Прежде всего, дабы смыть убийства грех неизбывный,
    Взяв порожденье свиньи, у которой сосцы еще были
    Полны после родов, она ему горло рассекла,
    Кровью руки убийц окропила, затем омовеньем
    Грех отмаливать стала, к Зевесу Крониду взывая,
    Что обеляет от скверн и моленья убийцы приемлет.
    И очищения воду потом служанки наяды
    Из дому прочь унесли, наяды, пособницы в деле.
    Кирка меж тем примирения дар Эриниям грозным —
    Жгла лепешки, творя возлиянье трезвою влагой,
    Пред очагом умоляя. Зевеса, чтоб гаев их смирил он
    И чтобы сам благосклонен и милостив стал для обоих…[4]



    Медея

    Медея — пожалуй величайшая из всех трагических героинь (или злодеек, в зависимости от позиции повествователя) античной литературы. В некоторых изложениях она описывается как дочь Гекаты; в других называет эту богиню «владычицей, которую я чту особенно, пособницей моею»[5]. И во всех версиях мифа без исключения она предстает как жрица Гекаты:

    …бывала нечасто
    Дома Медея дотоль, но бессменно в храме Гекаты
    Службу несла, ибо жрицей она состояла богини[6].

    Медея стала основоположницей нового мотива в литературе — как прекрасная и могущественная женщина, способная не только воскрешать мертвых, но и возвращать молодость старцам. Она омолаживает самого Ясона и его отца Эсона, кормилиц Диониса[7] и старого барана, а затем нарочно сообщает дочерям Пелия неправильное заклинание, чтобы те погубили своего отца. Эта чудесная способность приписывалась Медее уже в самых ранних версиях мифа — например, упоминание о ней встречается во фрагменте утраченной эпической поэмы «Носты» («Возвращения»), где Медея варит волшебные травы в золотом котле. Сама она постоянно подчеркивает, что в магических деяниях ей помогает сама Геката: «…троеликая лишь бы богиня // Мне помогла и к моим чрезвычайным склонилась деяньям!»[8]

    В связи с Медеей заслуживают упоминания еще два обстоятельства. Во-первых, когда она бежала из Афин, некий народ принял ее как правительницу и стал называться в ее честь — мидянами. Во-вторых, она была пророчицей; ей приписывается оракул о колонизации греками города Фера, впоследствии подтвержденный дельфийской пифией. В связи с этим пророчеством Пиндар возводит Медею в божественный сан, утверждая, что она изрекла его «несмертными устами»[9].

    О том, насколько значимой фигурой была Медея, говорит не только частота ее упоминаний в литературе, но и само количество ее деяний, описания которых представляют важный источник контекстуальных сведений о магических практиках. К счастью для нас, античные поэты стремились вписать сюжетный материал в контекст, знакомый и понятный их слушателям, благодаря чему мы можем проследить, как этот контекст менялся на протяжении веков: от «Аргонавтики» Аполлония Родосского и «Медеи» Еврипида до «Медеи» Сенеки и «Метаморфоз» Овидия.



    Фессалийские волшебницы

    Фессалийские волшебницы не были жрицами Гекаты, но зачастую ассоциировались с ней как опытные мастерицы в областях магии, особенно тесно связанных с этой богиней, — таких, как nekyia (вопрошание духов умерших, т.е. некромантия), goeteia (колдовство) и pharmakeia (магией трав и растительных ядов). В поэме Лукана «Фарсалия» (I век н.э.) фессалийская колдунья Эрихто взывает к Персефоне, упоминая при этом Гекату как свою богиню-покровительницу:

    …Ты, отвергшая небо и матерь,
    Ты, Персефона, для нас воплощение третье Гекаты,
    Через которую я сношусь молчаливо с тенями![10]

    Эта цитата интересна не только тем, что Геката в ней отождествляется с Персефоной, но и содержащимся в ней намеком на то, что Персефона добровольно покинула небо и свою мать Деметру ради подземного мира и общества Аида. Ассоциации между Фессалией (северной областью Греции) и магическими практиками прослеживаются и в греческих магических папирусах, приписывающих авторство нескольких некромантических заклинаний фессалийскому царю Питию[11]. Подчеркивая волшебный характер самой фессалийской земли, Лукан пишет в «Фарсалии»:

    На фессалийской земле растут смертоносные травы,
    Ведомы скалам ее замогильные таинства магов
    И заклинания их. Там всюду рождаются зелья
    Для заклинанья богов: колхидская гостья [т.е. Медея] сбирала
    Здесь, в гемонийской земле, с собою не взятые травы[12].

    Итак, из знаменитых волшебниц в литературе, связанных с Гекатой, фессалийской колдуньей была Эрихто, а Медея собирала в Фессалии колдовские травы. Ко временам Горация слова «фессалийский» и «магический» стали синонимами: так, в сцене из «Эподов», где Канидия и ее подруги-ведьмы собираются принести в жертву ребенка, фигурирует италийская ведьма Фолия, которая «фессалийским сводит заклинанием <...> луну со звездами»[13].



    Лампады

    Алкман, спартанский лирический поэт VIIвека до н.э., упоминает группу нимф-факелоносиц — спутниц Гекаты[14]. Других сведений об этих нимфах, именуемых Лампадами, в источниках не встречается, но ранняя дата этого единственного упоминания наводит на предположение, что перед нами — последнее свидетельство некой традиции, существовавшей в глубокой древности. Может быть, эти нимфы олицетворяли жриц Гекаты, подобных тем факелоносцам, которые участвовали в Элевсинских мистериях.



    Вегетарианцы

    Примечательно, что все вышеназванные философы, упоминавшие Гекату в своих произведениях, были строгими вегетарианцами. Эмпедокл, веривший в переселение душ, утверждал, что поедание мяса другого живого существа — тяжкий грех, ибо при этом поглощается чья-то душа, идущая своим путем к божественности. Он был убежден, что в золотом веке люди не приносили животных в жертву и не ели мяса. Для подношения богам использовали благоуханные смолы (ладан и мирру) и мед.

    Эти взгляды Эмпедокл страстно отстаивает в своей поэме «Очищения», из которой до наших дней дошли только фрагменты:

    Где же убийствам ужасным предел? Неужели беспечный
    Ум ваш не видит того, что снедью вы стали друг другу?
    <…>
    Горе мне! если бы день роковой ниспослал мне кончину
    Прежде, чем губы мои нечестивой коснулися пищи![15]

    Представление о том, что в золотом веке никто не вкушал мясной пищи, восходит еще к «Трудам и дням» Гесиода (VIII век до н.э.), где упоминается лишь о растительном характере питания в ту благословенную пору:

    …Большой урожай и обильный
    Сами давали собой хлебодарные земли[16].

    Философы-пифагорейцы IV века до н.э. — картограф Дикеарх из Мессены и его друг, естествоиспытатель Теофраст, — тоже были вегетарианцами и писали о вегетарианстве людей золотого века. В своем трактате «О благочестии» Теофраст развивал воззрения Гесиода.

    Неистовым поборником вегетарианства был Порфирий, написавший на эту тему два трактата: «О воздержании от мясной пищи» и «О недопустимости убийства животных ради пропитания». Интересно, что вегетарианцами были также учителя Порфирия — знаменитые философы Плотин и Плутарх.

    В трактате «О воздержании…» Порфирий приводит рассказ о переходе от жертвоприношения животных к практике подношения благовоний и первых плодов урожая в дар богам. Возможно, за этим стоит попытка возвращения к обычаям блаженного золотого века:

    …увенчав и украсив статуи Гермеса и Гекаты и другие священные образы, завещанные нам предками; а также почтил богов дарами, поднеся им ладан и священные лепешки[17].

    Вегетарианцами были также римские философы Сенека и Овидий — авторы сочинений, в которых излагается история Медеи («Медея» и «Метаморфозы» соответственно) и содержатся упоминания о ее служении Гекате.

    Перевод с англ. Анны Блейз


    [1] Рус. пер. выполнен с английского перевода Томаса Тейлора.

    [2] Рус. пер. выполнен с английского перевода Томаса Тейлора.

    [3] Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», V.XLV.1.

    [4] IV:698—715.

    [5] Еврипид, «Медея», рус. пер. И.Ф. Анненского.

    [6] Аполлоний, «Аргонавтика», III:250—252, рус. пер. Г.Ф. Церетели.

    [7] Точнее, она упоминается в единственном сохранившейся фрагменте эсхиловской драмы «Кормилицы Диониса» — как «та, что вкрошить умеет жизнь сверхсрочную» (рус. пер. М. Гаспарова).

    [8] Овидий, «Метаморфозы», VII:177—178, рус. пер. С. Шервинского.

    [9] Пиндар, 4-я Пифийская песнь, рус. пер. М. Гаспарова.

    [10] VI:699—701, здесь и далее цитируется в рус. пер. Л. Остроумова.

    [11] PGMIV.1928—2005, PGMIV.2006—2125, PGMIV.2140—2144, — Примеч. авт.

    [12] VI:438—442.

    [13] 5-й эпод, рус. пер. Ф. Александрова.

    [14] Alkman, fragment 63, ок. VII в. до н.э. — Примеч. авт.

    [15] 124, 126, рус. пер. Г. Якубаниса в переработке М. Гаспарова.

    [16] 118—119, рус. пер. В. Вересаева.

    [17] Рус. пер. выполнен с английского перевода Томаса Тейлора.
    Алексей Минский
    Алексей Минский
    Admin


    Сообщения : 114
    Дата регистрации : 2016-12-30
    Возраст : 39
    Откуда : Калининград

    бОГИНЯ Геката   Empty Re: бОГИНЯ Геката

    Сообщение автор Алексей Минский Вс Янв 01, 2017 7:47 pm

    Образы Гекаты
    Sorita d'Este & David Rankine (c)
    Перевод: Анна Блейз (с)


    Древнейшее из дошедших до нас изображений Гекаты — небольшая (20 см высотой) терракотовая статуэтка VI века до н.э. Богиня увенчана короной и восседает на троне в той же позе, в какой обычно изображалась Кибела, разделявшая с Гекатой эпитет «Бримо» («гневная», или «грозная»).

    По словам греческого географа Павсания, сохранившиеся изображения Гекаты как трехтелой богини представляли собой копии более ранней работы скульптора Алкамена. Поскольку деятельность Алкамена относится ко второй половине V века до н.э., тройственный образ Гекаты, вероятно, возник достаточно рано и прославился именно благодаря этой скульптуре, стоявшей возле храма бескрылой Ники (Победы) и известной под названием «Эпипиргидия» («Хранительница крепости», букв. «Стоящая на башне»):

    Из богов эгинеты чтут больше всего Гекату и каждый год совершают таинства в честь Гекаты; они говорят, что эти таинства установил у них фракиец Орфей. Храм Гекаты находится внутри ограды. Деревянное ее изображение, работы Мирона, имеет одно лицо и одно тело. Как мне кажется, впервые Алкамен создал Гекату в виде трех соединенных друг с другом статуй; афиняне называют эту Гекату «Хранительницей крепости» (Эпипиргидия); она стоит у храма «Бескрылой победы»[1].

    Особенно важна отмеченная в этом описании связь мистических обрядов Гекаты и Орфеем и, следовательно, орфическими мистериями. Как уже говорилось в главе об Элевсине, Геката играла в орфических мистериях не последнюю роль, в особенности под именем Бримо, упоминаемым на орфических погребальных табличках как «пароль», который посвященный должен назвать после смерти, у врат подземного мира, дабы оградить себя от опасностей.

    Резное изображение трехтелой Гекаты обнаруживается на фризе Пергамского алтаря (II век до н.э.). В этой композиции Геката и Артемида сражаются с гигантами Клитием и Отом. Геката изображена с копьем, факелом и щитом. Она бьется со змееногим гигантом, которого кусает собака, принадлежащая одной из богинь.
    Сражение Гекаты с гигантом Клитием. Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря. Мрамор. 180—160 гг. до н. э. Берлин, Государственный музей

    Многие почитатели Гекаты устанавливали у себя перед домом небольшое святилище с тройной статуей этой богини. Такие святилища назывались гекатейонами. Аристофан вкладывает упоминание о них в уста одного из персонажей своей комедии «Осы»:

    Недаром слышал я, что все дела суда
    Со временем в домах мы будем разбирать,
    И каждый гражданин построит у себя
    В сенях судилище размеров небольших,
    С часовенку Гекаты. В каждом доме суд![2]

    Эта пьеса была написана в 420 году до н.э., из чего следует, что в конце V века до н.э. культ Гекаты был широко распространен в Афинах. Несомненно, что уже в то время тройные статуи Гекаты ассоциировались с перекрестками — распутьями трех дорог.
    Иными словами, Геката была не только Триморфос («трехтелая», или «имеющая три обличья»), но и Триодитис (владычица «трех дорог», или «перекрестков»). Последний эпитет позже был латинизирован, и Геката Триодитис превратилась в Гекату Тривию (так же, как Геката Триморфос — в Гекату Триформис). В этой роли она представала как зловещая царица мертвых, окруженная свитой призраков и демонов. В римский период она была отождествлена с Дианой, приобретшей тот же эпитет — Диана Тривия. Еще один эпитет Гекаты, Энодия («дорожная»), первоначально был именем слившейся с ней фессалийской богини; впоследствии Геката разделила его с Артемидой, Селеной и Персефоной.
    Самые древние из дошедших до нас элевсинских изображений Гекаты также датируются V веком до н.э. В их числе — так называемая «Бегущая дева» (ок. 480 до н.э.), первоначально считавшаяся изображение Артемиды, но затем отождествленная с Гекатой ввиду характерного атрибута этой богини — двух факелов. На вазе середины V века до н.э. Геката с двумя факелами охраняет вход в святилище, выступая в характерной для нее роли Пропилеи («привратницы»).
    Путаница между Гекатой и Артемидой возникала и в других случаях. Эти богини во многом схожи между собой: их часто изображали в одинаковых коротких хитонах и в сопровождении псов. Более того, Артемиде также иногда вручали два факела — традиционный атрибут Гекаты. Уверенно отличить Артемиду от Гекаты нередко позволяют лишь атрибуты богини-охотницы — лук и стрела или колчан со стрелами; впрочем, установить личность богини иногда помогают сопутствующие персонажи (например, Гермес чаще изображается с Гекатой, чем с Артемидой).

    Что касается более поздних изображений, то у Евсевия Кесарийского (начало IV века н.э.) в «Приготовлении к евангелию» мы находим цитату из Порфирия, в которой якобы со слов самой богини описывается, как должна выглядеть статуя Гекаты:

    И о себе же самой так повелела Геката:
    «Без промедленья исполни все это; воздвигни мой образ
    В белых одеждах; укрась меня щедро дарами Деметры;
    Златом сандалий одень мои стопы, а девственный пояс
    Длинными змеями так перевей, чтобы, гладко сплетаясь,
    Кольцами тело укрыли мое от главы до подножья.
    Так изваяй меня, — молвила, — взяв для искусной работы
    Камень паросский иль бивень слоновий, блестящий и гладкий».

    В трактате «Об изваяниях» (III век н.э.) Порфирий пишет о Гекате как олицетворении трех фаз луны:

    Но, с другой стороны, луна — это Геката, которая олицетворяет смену ее фаз и зависимость самой ее силы от фазы. Поэтому сила ее предстает в трех формах: как новорожденная луна она облачена в белые одежды и золотые сандалии и держит горящие факелы; корзина, которую она несет, округляясь и полнея, означает рост злаков, подвластный прибыванию ее света; полная же луна предстает как богиня в медных сандалиях.

    Не исключено, что именно к этому упоминанию восходит образ тройственной богини ведьм, который начал приобретать известность с середины XII века. Цитируя Порфирия, Евсевий добавляет еще одну деталь, подкрепляющую эту гипотезу, а именно: с Гекатой ассоциировались три цвета — белый, красный и черный. Те же самые цвета обычно связываются с тройственной богиней ведьм:

    Из воска трех цветов — белого, черного и красного — лепят образ Гекаты с плетью, факелом и мечом, обвитый змеей по кругу[3].

    Еще один важный элемент символики Гекаты — ее связь с четырьмя стихиями, на которую указывает писатель VI века н.э. Иоанн Лид в трактате «О месяцах»:

    …Откуда они [т.е., халдеи] производят тайное учение о четырех стихиях и четвероглавой Гекате. Ибо голова огнедышащего коня обращена, несомненно, к сфере огня; голова быка, храпящего, как некий буйный дух, обращена к сфере воздуха; голова гидры, существа едкой и неустойчивой природы, обращена к сфере воды; голова же собаки, карающей и мстительной по природе своей, обращена к сфере земли.

    Первое упоминание о четырехликой Гекате встречается еще несколькими столетиями раньше, в «Заклинании влечения» из греческих магических папирусов (IV.2559—2560), где говорится:

    Бегущая среди звезд, небесная, несущая факел, дышащая огнем, жена четвероликая, четвероименная, четырех дорог госпожа.

    В «Приготовлении к Евангелию» Евсевий приводит подробные указания Порфирия о том, как изготовить благовоние Гекаты, основой которого служат толченые ящерицы. Судя по описанию, это довольно простая и весьма практичная процедура. Благовоние полагалось смешивать при новорожденной луне; затем им окуривали изображение богини, изготовленное из корня руты, и помещали этот образ в ларец из лаврового дерева.

    О том, что они [т.е. боги] сами сообщали, как и из чего делать их изваяния, свидетельствует нижеследующий ответ Гекаты:

    …Ныне тебе покажу, как очистить мой образ:
    Стана подобье из руты сплети и осыпь его щедро
    Ящериц, в доме обычно снующих, толченою плотью,
    С миррой, камедью и ладаном в ступе под небом открытым
    Смешанной в свете луны обновленной со словом обета.

    Затем она сообщает слова обета и указывает, сколько ящериц надобно взять:

    Ящериц столько возьми, сколь обличий я розных имею,
    Точно и с тщанием это исполнив, устрой мне жилище —
    Дом из древесных ветвей мне воздвигни, из дикого лавра.
    После молитвы ко мне вознеси перед образом этим,
    И не замедлю явиться тебе я в ночном сновиденье.

    Образ, подобный этому, она описывает и в другом месте.

    Любопытно, что в этой операции использовалась рута: в «Заклинании, потребном, дабы увидеть духа, помогающего принять решение» описывается вавилонская мазь для умащения черепов и статуэток, предназначавшихся для общения с духами умерших, и в состав этой мази также входила рута, истолченная в воде с кедровой древесиной.

    Описание этого средства повторяет немецкий маг Корнелий Агриппа в своей «Оккультной философии» (книга 3, 1533 год). Еще несколькими столетиями позже Оливер Мэдокс Хюффер в «Книге ведьм» (1908) отмечает, что интерес к подобным практикам пережил античность и сохранялся по меньшей мере до начала XII века. Вот одна из операций, описанных в книге Хюффера:

    Изготовь деревянную статую из корня дикой руты, хорошо отполированного, и умасти ее плотью обычных маленьких ящериц, истолченных в пасту с миррой, стираксом и ладаном. Оставь эту смесь под открытом небом на растущей луне, а затем (по-видимому, в полнолуние) произнеси следующие слова: «Приди, подземная, земная и небесная Бомбо, богиня дорог и перекрестков, врагиня света, блуждающая в ночи, подруга и спутница ночи, та, кому в радость собачий лай и пролитие крови, скиталица среди теней и могил, жаждущая крови и вселяющая ужас в смертных, Горго, Мормо, тысячеликая луна! Удостой наши жертвы благосклонного взора». Затем возьми столько ящериц, сколько у Гекаты различных форм, и не забудь устроить для нее скинию из ветвей, срезанных с дикого лавра. Затем вознеси этому образу пылкие молитвы, и увидишь богиню[4].

    Надо отметить, что в своем описании Хюффер смешивает процесс, воспроизведенный Евсевием со слов Порфирия, с хтоническим призыванием Гекаты, которое приводит Ипполит в «Опровержении всех ересей»:

    Подземная, земная и небесная Бомбо, приди, богиня обочин и перекрестков, светоносная, ночестранница, ненавистница света, подруга и спутница ночи, ты, кому в радость собачий лай и алая кровь, ты, блуждающая среди трупов, кровожадная, вселяющая ужас в смертных, Горго, и Мормо, и многоликая Мена [Луна]! Благосклонно прими возлияния наши!
    Перевод с англ. Анны Блейз


    [1] Павсаний. Описание Эллады. «Коринфская область», XXX, 2, рус. пер. С.П. Кондратьева.

    [2] Аристофан, «Осы», рус. пер. В.Н. Ярхо.

    [3] Цит. по: Евсевий Кесарийский, «Приготовление к Евангелию».

    [4] Hueffer, Oliver Maddox. The Book of Witches, 1908, p. 145. — Примеч. автора.
    Алексей Минский
    Алексей Минский
    Admin


    Сообщения : 114
    Дата регистрации : 2016-12-30
    Возраст : 39
    Откуда : Калининград

    бОГИНЯ Геката   Empty Re: бОГИНЯ Геката

    Сообщение автор Алексей Минский Вс Янв 15, 2017 11:16 am

    Гимн Гекате

    С древнейших времен во всех странах, у всех народов мира принято прославлять тех, кто приносит благодать, помогает и защищает, независимо от того кто это - человек, бог, или какой-то предмет. Выразить свою благодарность кому-либо бывает достаточно просто, своими словами от сердца, или использовав чьи-то слова, но, при этом, вложив в них всю искренность своего намерения “сказать спасибо”. Этот Гимн к трем аспектам Богини, как хвала в ее честь.

    Славься в веках, Триединая Матерь!
    Ты, что серпом новорОжденной Девы
    Силу даешь и вершишь исцеленье,
    Ты, что растишь благодатные мысли,
    Ты, что стремленье даешь и желанье,
    Ты, что сияешь венцом Круглоликой!
    Славься в веках, Триединая Матерь!
    Ты, что ведешь по дороге бессмертных,
    Путь нам даруешь, стезю освещаешь,
    Ты, что восходишь полночным светилом,
    Ты, что вселяешь в сердца беспокойство
    Ты, что готовишь приход Седовласой!
    Славься в веках, Триединая Матерь!
    Ты, что во мраке и холоде ночи
    Тварей толпу истязешь кнутами,
    Ты, что даруешь безумия муки,
    Ты, что в отчаянье души ввергаешь,
    Ты, что кровавою правишь охотой!

    Гимн Прокла Диадоха Гекате
    Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
    Радуйся, ты, о Геката преддверная, мощная силой!
    Радуйся, сам Иан прародитель, Зевс негубимый!
    Радуйся, вышний Зевс! О, даруйте мне полную блага
    Светлую жизни тропу и злые недуги гоните
    Прочь от тела, а душу к себе привлеките, очистив
    Ум пробуждающим действом от страстных земных искушений!
    О, умоляю, подайте мне руку, стезю укажите
    Богоизбранную мне, я желаю того! Да узреть мне
    Свет драгоценный, рождений же чёрного зла да избегнуть!
    О, умоляю, подайте мне руку, повейте мне ветром,
    Что в благочестия гавань доставит страдавшего много.
    Радуйся, матерь богов многославная, с добрым потомством!
    Радуйся ты, о Геката преддверная, мощная силой!
    Радуйся, сам Иан прародитель, о Зевс высочайший!

    Орфический гимн Гекате (древнегреческая версия и перевод)
    Einodian Hekatên, klêizô, Trihoditin Erannên,
    Ouranian, Chthonian, te kai Einalian, Krokopeplos.
    Tymbidian, Psychais Nekrôn meta bakcheuosan,
    Perseian, Philerêmon, agallomenên elaphoisi.
    Nykterian, Skylakitin, amaimaketon Basileian.
    Thêrobromon, Azôston, aprosmachon Eidos echousan.
    Tauropolon, Pantos Kosmou Klêidouchon, Anassan,
    Hêgemonên, Nymphên, Kourotrophon, Ouresiphoitin.
    Lissomenos, Kourên, teletais hosiaisi pareinai,
    Boukolôi eumeneousan aei kecharêoti thymôi.

    Кличу Гекату, Энодию кличу тройных перепутий,
    Неба, земли и пучины морской желторизную кличу,
    Ты на погосте, Персейя, вакхуешь меж душами мертвых,
    Радуют седце твое, о Отшельница, сонмы оленей,
    Гончие стаи, Ночная, Царица - всегда побеждаешь,
    Звероголосая, пояс не носишь, твой Лик бесподобен,
    Ключница космоса, правишь рогатых стадами, Анасса,
    Ты - Госпожа, ты - Невеста, питаешь детей, и по кручам
    Рыщешь. Молю, снизойди на обряды священные, Дева,
    Благослови Волопасов и жертвы прими благосклонно.


    из инета

      Текущее время Вс Ноя 24, 2024 2:27 pm