Во Фракии (области к северу от Карии) культ Гекаты набрал силу к V веку до н.э. Одно из самых ранних свидетельств поклонения этой богине во Фракии обнаруживается во фрагменте пеана древнегреческого поэта Пиндара, посвященного жителям города Абдеры и датируемого приблизительно серединой V века до н.э.:
В месяце первый день[5],
Он был назван обутою в красное благосклонной Гекатой,
Чтобы так тому и быть[6].
Поскольку из многочисленных литературных источников известно, что в том же V веке до н.э. Гекате поклонялись и в Афинах, весьма вероятно, что культ ее очень быстро распространился по всему Эгейскому региону в конце VI — начале V столетий. Отдельные упоминания о ней встречаются в литературе и раньше — в «Теогонии» Гесиода (VIII в. до н.э.)[7] и в гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.)[8], но только в V столетии они становятся достаточно частыми и дают нам право утверждать, что теперь эта богиня приобрела в греческой культуре весьма значительную роль.
Но как проследить истоки культа Гекаты, зародившегося, несомненно, задолго до первого упоминания ее имени в «Теогонии» Гесиода в VIII веке до н.э.? Фон Рудлофф в своей книге «Геката в религии древних греков» высказывает предположение, что триада имен в одной из надписей, выполненных линейным письмом Б и относящихся к бронзовому веку, связаны именно с Гекатой и двумя другими богинями Элевсинского культа — Деметрой и Персефоной. Это имена «Ифимедея», «Пересва» и «Дивия», присутствующие в перечне божественных имен на глиняной табличке Tn316, обнаруженной в городе Пилосе на южном побережье Греции и датируемой XIII веком до н.э. Первое из них, теоретически, может быть вариантом имени Гекаты, поскольку та связана с Ифигенией, упомянутой под именем «Ифимеда» в гесиодовском «Каталоге женщин» (VIII в.)[9]; второе предположительно происходит от того же корня, что и имя «Персефона», а третье может означать «светлая» или «богатая богиня» и представлять собой эпитет Деметры.
Еще одно указание на происхождение образа Гекаты дает ее связь со львами. Изображения Гекаты между двух львов не относятся к числу древнейших, но все же намекают на ближневосточные корни этой богини. Иконография Инанны, Астарты и Кибелы свидетельствует, что изображения богинь в сопровождении двух львов — весьма характерная для Ближнего Востока особенность. Впрочем, не следует забывать, что между двумя большими кошками изображалась также Артемида, поэтому упомянутые изображения Гекаты — в силу своего позднего появления — могут быть следствием синкретического слияния Гекаты с Артемидой. Но не исключено, что образ Артемиды, в свою очередь, заимствован из ближневосточного региона, так что, в конечном счете, данная версия не исключает гипотезу иноземного происхождения Гекаты.
Изображения Гекаты со львами встречаются на фризе храма в Лагине и на монетах; кроме того, в связи с этими животными богиня упоминается в более поздний период в «Халдейских оракулах» и греческих магических папирусах. В «Халдейских оракулах» Геката описывается как «владеющая львами», и от лица ее говорится: «Если будешь взывать ко Мне часто, узришь все сущее в образе льва»[10].
В греческих магических папирусах мы находим «Молитву к Селене для любых заклинаний», по содержанию похожую, скорее, на обращение к Гекате. В этом тексте обнаруживается фраза: «…ты стоишь под защитой двух львов, поднявшихся на дыбы»[11].
Как аргумент в пользу негреческого происхождения Гекаты приводился также тот факт, что в жертву ей приносили собак: эти животные использовались для подношений только иноземным богам, вошедшим в греческий пантеон (в частности, Аресу). Описывая этот феномен в статье «Жертвоприношения в Древней Греции: новые данные», Фриц Граф отмечает, что приношение собаки в жертву само по себе являлось «пограничной», нетрадиционной практикой:
Более девяноста процентов всех жертвенных животных относилось к четырем видам: коровы, козы, овцы и свиньи. Всякое животное, не входящее в этот стандартный набор, — как, например, собака — приобретало семантическую значимость[12].
Связь культа Гекаты с Элевсинскими мистериями Деметры и Персефоны подкрепляется тем обстоятельством, что в Селинунте (Сицилия) имелся храм, посвященный всем трем этим богиням. Не исключено, что поклонение им носило такой же характер, как и в Элевсине. Известно также, что Гекате поклонялись в Аргосе и на островах Эгина и Самофракия, но какие формы приобрел ее культ в этих местах, судить трудно.
Исследуя археологические и литературные указания на истоки культа Гекаты, необходимо также учитывать происхождение, приписывавшееся ей в разные периоды в письменных изложениях мифов. В «Теогонии» Гесиона родителями Гекаты называются звездная богиня Астерия и ее супруг, титан Перс:
…Ввел ее [т.е. «благоименную Астерию», имя которой переводится как «Звездная»] некогда Перс [«Разрушитель»] во дворец свой, назвавши супругой.
Эта, зачавши, родила Гекату…[13]
Астерия ассоциировалась с ночным небом — не только как покровительница астрологии, но и как подательница вещих снов. В храме Астерии на острове Делос практиковалась инкубация — обычай оставаться в святилище на ночь, чтобы получить пророческий сон. По-видимому, эту связь с оракулами и сновидениями Астерия передала своей дочери Гекате по наследству. Сестрой Астерии была Лето, родившая от Зевса божественных близнецов Артемиду и Аполлона, которым Геката приходилась, соответственно, двоюродной сестрой. Впоследствии образы Гекаты и Артемиды сблизились очень тесно и даже слились воедино.
Что касается титана Перса (Perses), то его имя обычно переводится как «Разрушитель», но это же слово, «perses», также употреблялось в значении «персидский». Греческий историк Геродот в своем основном труде, написанном в V веке до н.э., утверждает, что персы получили свое название от имени Перса, сына Персея (Perseus)[14]. Ввиду этого можно предположить, что отец Гекаты мыслился как перс, то есть житель Ближнего Востока. В различных источниках имя ее отца приводится в разных вариантах («Persaios», «Perseus» и др.).
В гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.) использована та же версия происхождения Гекаты, что и в «Теогонии»: богиня описывается здесь как «…Персеева дочерь, // Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева»[15].
Эту версию, наиболее распространенную из всех, поддерживало большинство авторов, вплоть до Псевдо-Аполлодора, приводящего ее в своей «Мифологической библиотеке» (II век н.э.)[16], и Ликофрона (III век н.э.), упоминающего Гекату как «девственную дочь Персея, Бримо Триморфос»[17]. Эпитеты «Бримо» («гневная» или «грозная») и «Триморфос» («трехтелая» или «имеющая три обличья») применялись к Гекате часто. Эта богиня устойчиво ассоциировалась с числом три, играющим важную роль в ее культе и связанных с нею магических обрядах:
И ты, частая гостья на распутьях трех дорог, властвующая в трех обличьях своих над тремя декадами и над огнями и псами[18].
В схолиях к поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» о родителях Гекаты приводятся различные мнения. Утверждается, что в орфических гимнах она названа дочерью Део (Деметры), у Вакхилида — дочерью Никты (Ночи), у Мусея — дочерью Зевса и Астерии, а также что Ферекид считает отцом Гекаты Аристея.
Эти разноречивые сведения в действительности связаны между собой более тесно, чем может показаться на первый взгляд. То обстоятельство, что в орфических гимнах Геката именуется дочерью Деметры, представляется вполне естественным в свете того, что гомеров гимн «К Деметре» использовался в орфических мистериях. Геката совершенно логично вводится в семью богинь, занимающих центральное место среди сил подземного царства и, следовательно, играющих ключевую роль в переселении душ — важнейшей теме орфических мистерий.
Никта (Ночь) отождествлялась с Астерией, ибо что такое ночь, как не само звездное небо? Никта была одной из первозданных сил вселенной, от которых произошли боги. Роль Зевса как отца Гекаты также не вызывает удивления: во-первых, он породил и многих других богов, а во-вторых, он наряду с Гекатой играет важнейшую роль в «Халдейских оракулах».
Более любопытна версия, по которой отцом Гекаты был Аристей — бог, научивший людей использовать целебные травы, разводить пчел, добывать мед и варить медовуху, выращивать оливки и делать сыр. Обычно он считается сыном Аполлона и нимфы Кирены, хотя у Вакхилида его родителями названы Земля-Гея и Небо-Уран.
Многие античные божества почитались не по отдельности, а сообща с другими богами. Так и Гекату нередко можно встретить в компании других божеств — таких, как Гермес, Аполлон, Деметра, Персефона, Кибела, Митра и прочие. Этот принцип как нельзя более ясно демонстрирует римская надпись IV века н.э.:
Секстилий Агесилай Эдесий, наисильнейший властитель <…> отец непобедимого солнца, бога Митры, иерофант Гекаты, верховный пастырь Диониса, возрожденный навеки, принес в жертву быков и баранов и так посвятил сей алтарь великим богам, матери богов и Аттису[19].
Из другой римской надписи того же периода явствует, что с Гекатой связывался некий мистериальный культ, подобный мистериям индо-иранского бога Митры, фригийской богини Кибелы и элевсинских божеств. Здесь посвященной нескольких мистериальных культов именуется жрица Паулина:
Посвященная Цереры и Элевсиний, посвященная Гекаты Эгинской, тавроболиата иерофантрия[20].
Наиболее тесно с Гекатой связывались другие хтонические божества (Гермес, Аид, Персефона и Гея), а также Зевс, Рея, Деметра, Митра, Кибела и солнечные боги Гелиос и Аполлон. Имена хтонических богов — Гермеса, Аида, Персефоны и Геи — также чаще прочих встречаются на дефиксионах (табличках с проклятиями), а Зевс и Рея фигурируют в «Халдейских оракулах» (причем Зевс — в качестве центрального божества).
С течением времени с Гекатой частично или полностью отождествились некоторые другие богини — такие, как Бримо, Деспония, Энодия, Генетиллида, Котида, Кратеида и Куротрофа. Кроме того, ее стали сближать, а нередко и отождествлять с такими богинями, как Артемида, Селена, Мена, Персефона, Физида, Бендида, Бона Деа, Диана, Эрешкигаль и Исида.
Нередко Геката ассоциировалась с Гермесом, поскольку из всех представителей мужской части греческого пантеона он был наиболее тесно связан с идеями рубежа и порога. На дефиксионах Гермес Хтоний часто упоминается вместе с Гекатой Хтонией. Статуя Гермеса Пропилейского, стоявшего, по сообщению Павсания, у входа в афинский акрополь[21], выполняла ту же защитную функцию, что и изображения Гекаты Пропилеи. А в связывающем заклинании из греческого магического папируса[22] имена двух этих божеств даже соединяются в единое имя: «Расставляющая западни, Хозяйка трупов, Гермес, Геката, Гермеката».
Также в связи с Гекатой в различных сюжетах фигурирует Гелиос. В гомеровом гимне «К Деметре» Гелиос — единственный, кто наряду с Гекатой слышит крик похищаемой Персефоны. Сближены эти два божества и во фрагменте гимна из утраченной пьесы Софокла «Зельекопы» (V век до н.э.):
Ты, о Гелий-владыка и пламень святой,
Перекрестков царицы, Гекаты, доспех!
Ведь тобой на высотах Олимпа она
Потрясает, тебя по распутьям несет,
Увенчавши дубовой листвою главу
И плетеньем из змей ядовитых[23].
По числу упоминаний в греческих магических папирусах Гелиос (иногда отождествляемый с Аполлоном) занимает первое место среди богов, а Геката — среди богинь. Кроме того, Гелиос и Геката упоминаются (хотя и по отдельности) в различных источниках как родители волшебниц Кирки и Медеи. По одной из версий, Гелиос был дедом Гекаты, которая, в свою очередь, родила двух упомянутых чародеек:
У Гелиоса было два сына: Ээт и Перс. Ээт стал царем Колхиды, а Перс — Тавриды <…> У Перса была дочь Геката <…> Геката вышла замуж за Ээта и родила от него двух дочерей — Кирку и Медею, а также сына Эгиалея[24].
В «Аргонавтике» Медея призывает Гелиоса и Гекату (Персеиду, т.е. дочь Перса) в свидетели своей клятвы:
…Гелия блеск мне святой пусть ручателем будет,
Пусть поручатся за то и бденья ночной Персеиды…[25]
Зевс также устойчиво ассоциируется с Гекатой — еще со времен «Теогонии», где
…ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги[26].
Некоторые источники называют Зевса ее отцом. Вдвоем же Зевс и Геката составляют центральную пару божеств «Халдейских оракулов»: Геката выступает как посредница, Сотейра («спасительница»), несущая божественное влияние верховного бога, Зевса, во все миры и всем живым созданиям.
Иногда Геката отождествляется с матерью чудовищной Скиллы — морской богиней Кратеидой (Кратеей, Кратайей), а иногда и с самой Скиллой. Слияние этих персонажей объясняется, среди прочего, тем, что Кратеида, как и Геката, носила эпитет Скилакагетис («Предводительница собак»). В «Аргонавтике» Гера, покровительница Ясона, просит морскую богиню Фетиду уберечь аргонавтов:
Также беспомощным им ты не дай ни с Харибдой спознаться,
Дабы она, их всех поглотив, с собой не умчала,
Ни в тайники ненавистные к Скилле — грозе величайшей
Вод Авзонийских — попасть, к той Скилле, которая Форку
Порождена Гекатой ночной и зовется Кратайей, —
Дабы, бросаясь, она не сдавила в челюстях страшных
Лучших героев[27].
Разумеется, эта версия противоречит традиционному представлению о Гекате как о непорочной деве (вспомним, к примеру, что Ликофрон в поэме «Александра» называет ее «девственной дочерью Персея»). Но подобная вариативность только лишний раз подтверждает непредсказуемый, неустойчивый, во всех отношениях пограничный характер этой богини.
Письменные источники
История письменных источников, содержащих упоминания и сведения о Гекате, охватывает более двух тысяч лет. Для удобства мы составили следующую таблицу, в которой перечислены в хронологическом порядке все источники, использованные при работе над этой книгой.
Дата
Источник
Ок. IX в. до н.э.
Гомер, «Одиссея»
Ок. VIII в. до н.э.
Гесиод, «Теогония»
Ок. VIII в. до н.э.
Гесиод, «Труды и дни»
Ок. VII в. до н.э.
Гомеров гимн «к Деметре»
Ок. VII в. до н.э.
Алкман, фрагменты
Ок. VI в. до н.э.
Гиппонакт, фрагменты
Начало V в. до н.э.
Эсхил, «Просительницы»
Ок. V в. до н.э.
Эсхил, «Кормилицы Диониса»
Ок. V в. до н.э.
Эсхил, фрагменты
Ок. V в. до н.э.
[Псевдо-]Геродот, «Жизнь Гомера»
Ок. V в. до н.э.
Геродот, «История»
Ок. V в. до н.э.
Гиппократ, «О священной болезни»
Ок. V в. до н.э.
Софокл, «Зельекопы»
Ок. V в. до н.э.
Софрон, «Женщины, утверждающие, что они изгоняют богиню [Гекату]»
Ок. V в. до н.э.
Евполид, фрагменты
Ок. V в. до н.э.
Вакхилид, фрагменты
Ок. V в. до н.э.
Эмпедокл, «Очищения»
Ок. V в. до н.э. — ок. II в. н.э.
Вакхические золотые погребальные таблички
462 г. до н.э.
Пиндар, 4-я Пифийская песнь
450 г. до н.э.
Эсхил, «Хоэфоры»
442 г. до н.э.
Кратин, «Фракиянки»
431 г. до н.э.
Еврипид, «Медея»
420 г. до н.э.
Аристофан, «Осы»
414 г. до н.э.
Еврипид, «Ифигения в Тавриде»
412 г. до н.э.
Еврипид, «Елена»
410 г. до н.э.
Аристофан, «Лисистрата»
400 г. до н.э.
Аристофан, «Лягушки»
380 г. до н.э.
Аристофан, «Плутос»
Ок. IV в. до н.э.
Ксенофонт, «Воспоминания о Сократе»
Ок. IV в. до н.э.
Анаксилай, «Изготовитель лир»
Ок. IV в. до н.э.
Теофраст, «Характеры»
Ок. IV в. до н.э.
Теофраст, «Исследование о растениях»
Ок. IV в. до н.э.
Теофраст, «О благочестии»
Ок. III в. до н.э.
Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
Ок. III в. до н.э.
Ликофрон, «Александра»
Ок. III в. до н.э.
Каллимах, 3-й гимн «К Артемиде»
270 г. до н.э.
Феокрит, идиллии
Ок. II в. до н.э.
Аполлодор Афинский, «Хроника»
Ок. II в. до н.э. — ок. V в. н.э.
Греческие магические папирусы
Ок. I в. до н.э.
Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека»
Ок. I в. до н.э.
Катулл, «Песни»
Ок. 40 г. до н.э.
Вергилий, «Буколики»
35 г. до н.э.
Гораций, «Сатиры»
30 г. до н.э.
Гораций, «Эподы»
Конец I в. до н.э.
Вергилий, «Энеида»
8 г. н.э.
Овидий, «Метаморфозы»
8 г. н.э.
Овидий, «Фасты»
60 г. н.э.
Лукан, «Фарсалия»
Ок. I в. н.э.
Сенека, «Медея»
Ок. I в. н.э.
Стаций, «Фиваида»
Ок. I в. н.э.
Плиний, «Естественная история»
Ок. I в. н.э.
Иосиф Флавий, «Иудейские древности»
Ок. I в. н.э.
Иосиф Флавий, «Иудейская война»
Ок. I в. н.э. — III в. н.э.
Орфический гимн «К Гекате»
Начало II в. н.э.
Плутарх, «Моралии»
Начало II в. н.э.
Плутарх, «Римские вопросы»
Ок. II в. н.э.
Элиан, «О свойствах животных»
Ок. II в. н.э.
Павсаний, «Описание Эллады»
Ок. II в. н.э.
Псевдо-Аполлодор, «Мифологическая библиотека»
Ок. II в. н.э.
Климент Александрийский, «Протрептик, или увещание к эллинам»
Ок. II в. н.э.
Лукиан, «Любители лжи»
Ок. II в. н.э.
Антонин Либерал, «Метаморфозы»
Ок. II в. н.э.
Татиан, «Слово к эллинам»
Ок. II в. н.э.
Цельс, «Правдивое слово»
Ок. II в. н.э.
«Халдейские оракулы»
Ок. II в. н.э.
Папирус из Оксиринха
Конец IIв. н.э.
Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осёл»
Начало III в. н.э.
Филострат Афинский, «Жизнь Аполлония Тианского»
Начало III в. н.э.
Климент Александрийский, «Строматы»
Ок. III в. н.э.
Ипполит, «Философумена, или Опровержение всех ересей»
Ок. III в. н.э.
Ямвлих, «О египетских мистериях»
Ок. III в. н.э.
Порфирий, «Об изваяниях»
Ок. III в. н.э.
Порфирий, «О философии из оракулов»
Ок. III в. н.э.
Порфирий, схолии к «Кратилу» Платона
Ок. III в. н.э.
Афиней, «Пир мудрецов»
Начало IV в. н.э.
Евсевий Кесарийский, «Приготовление к Евангелию»
Ок. IV в. н.э.
Арнобий, «Против язычников»
Ок. IV в. н.э.
Лактанций, «Божественные установления»
Ок. IV в. н.э.
Орфическая «Аргонавтика»
411 г. н.э.
Августин, 241-я проповедь
Начало V в. н.э.
Синезий, «Гимны»
Ок. V. в. н.э.
Нонн Панополитанский, «Деяния Диониса»
Ок. V. в. н.э.
Макробий, «Сатурналии»
Ок. V. в. н.э.
Прокл, гимн к Гекате и Янусу
Ок. V. в. н.э.
Марин, «Жизнь Прокла»
Ок. V. в. н.э.
«Пистис София»
Начало VI в. н.э.
Псевдо-Дионисий Ареопагит, «О небесной иерархии»
Ок. VI в. н.э.
Дамаский, «О первых началах»
Ок. VI в. н.э.
Иоанн Лид, «О месяцах»
Ок. VI в. н.э.
Стефан Византийский, «Этника»
Ок. X в. н.э.
«Суда» (византийский словарь)
Ок. XI в. н.э.
Михаил Пселл, комментарии к «Халдейским оракулам»
Ок. XII в. н.э.
Иоанн Цец, схолии к «Александре» Ликофрона
1533
Корнелий Агриппа, «Оккультная философия»
1571
Винченцо Картари, «Образы богов»
Ок. 1606
Уильям Шекспир, «Макбет»
1795
Эбенезер Сибли, «Новое и полное представление оккультных наук»
Перевод с англ. Анны Блейз
[1] Sarah Iles Johnston. Restless Dead, 1999, p. 206. — Примеч. авт.
[2] Орфический гимн Гекате (ок. I—III н.э.). — Примеч. авт.
[3] Плутарх. «Изречения царей и полководцев», «Эпаминонд», 19. — Здесь и далее примечания переводчика, если не указано иное.
[4] Greek Personal Names: Their Value as Evidence. Hornblower & Matthews, 2000. — Примеч. авт.
[5] Первый день месяца — новолуние, ассоциировавшееся с Гекатой. — Примеч. авт.
[6] Пиндар, пеан 2 («Абдеритам»), 3с, 75—78, рус. пер. М.Л. Гаспарова.
[7] В «Теогонии» Гесиода Геката — дочь титанов Перса и Астерии, благая богиня, наделенная множеством функций:
…ее перед всеми
Зевс отличил Громовержец и славный удел даровал ей:
Править судьбою земли и бесплодно-пустынного моря.
Был ей и звездным Ураном почетный удел предоставлен,
Более всех почитают ее и бессмертные боги.
Ибо и ныне, когда кто-нибудь из людей земнородных,
Жертвы свои принося по закону, о милости молит,
То призывает Гекату: большую он честь получает
Очень легко, раз молитва его принята благосклонно.
Шлет и богатство богиня ему: велика ее сила.
Долю имеет Геката во всяком почетном уделе
Тех, кто от Геи-Земли родился и от Неба-Урана,
Не причинил ей насилья Кронид и не отнял обратно,
Что от Титанов, от прежних богов, получила богиня.
Все сохранилось за ней, что при первом разделе на долю
Выпало ей из даров на земле, и на небе, и в море.
Чести не меньше она, как единая дочь, получает, —
Даже и больше еще: глубоко она чтима Кронидом.
Пользу богиня большую, кому пожелает, приносит.
Хочет — в народном собранье любого меж всех возвеличит.
Если на мужегубительный бой снаряжаются люди,
Рядом становится с теми Геката, кому пожелает
Дать благосклонно победу и славою имя украсить.
Возле достойных царей на суде восседает богиня.
Очень полезна она, и когда состязаются люди:
Рядом становится с ними богиня и помощь дает им.
Мощью и силою кто победит — получает награду,
Радуясь в сердце своем, и родителям славу приносит.
Конникам также дает она помощь, когда пожелает,
Также и тем, кто, средь синих, губительных волн промышляя,
Станет молиться Гекате и шумному Энносигею.
Очень легко на охоте дает она много добычи,
Очень легко, коль захочет, покажет ее — и отнимет.
Вместе с Гермесом на скотных дворах она множит скотину;
Стадо ль вразброску пасущихся коз иль коров круторогих,
Стадо ль овец густорунных, душой пожелав, она может
Самое малое сделать великим, великое ж — малым.
Так-то, — хотя и единая дочерь у матери, — все же
Между бессмертных богов почтена она всяческой честью.
Вверил ей Зевс попеченье о детях, которые узрят
После богини Гекаты восход многовидящей Эос.
Искони юность хранит она. Вот все уделы богини.
(411—452, здесь и далее цитируется в рус. пер. В.В. Вересаева).
[8] В этом гимне Геката предстает в облике девы, «нежной духом», «с блестящей повязкою» и «держащей светоч»; услышав из своей темной пещеры крик похищенной Персефоны, она приходит на помощь Деметре, и вдвоем они узнают у Гелиоса-Солнца имя похитителя. — Примеч. авт.
[9] См. «Каталог женщин», 12(23).15—26. Ср. у Павсания: «Гесиод в своих поэмах в “Каталоге женщин” говорит, что Ифигения не умерла, но по воле Артемиды стала Гекатой» («Описание Эллады», «Аттика», XLIII, 1). — Примеч. авт.
[10] Автор цитирует «Халдейские оракулы» в переводе Стивена Ронана. Приведены отрывки из оракулов №№ 18 и 147 по современной нумерации.
[11] IV:2811—2811, trans. Krause. — Примеч. авт.
[12] Fritz Graf, “What is new about Greek sacrifice?”, 2002. — Примеч. авт.
[13] Гесиод, «Теогония», 410—411.
[14] См.: Геродот, «История», VII, 61.
[15] 24—25.
[16] I, II, 4.
[17] «Александра», 1174. — Примеч. авт.
[18] Греческий магический папирус № IV:2528—2530. — Примеч. авт.
[19] Corpus Inscriptionum Latinarum, VI.510 (367 год н.э.). — Примеч. авт.
[20] Надпись на надгробии Фабии Аконии Паулины, ок. IV в. н.э. — Примеч. авт.
Фабия Акония Паулина — римская патрицианка, жена Веттия Агория Претекстата (ок. 320—384), проконсула провинции Ахайя, представителя языческого возрождения, выступавшего в защиту древних мистерий в период тотальной христианизации империи. «Тавроболиата» — участница тавроболии, обряда жертвоприношения быков, связанного с культом Митры. «Иерофантрия» — женский аналог иерофанта, т.е. посвятителя.
[21] «Описание Эллады», «Аттика», XXII.8.
[22] Греческий магический папирус № III:1—164. — Примеч. авт.
[23] Рус. пер. Ф.Ф. Зелинского.
[24] Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека», V.XLV.1, здесь и далее цитируется в рус. пер. О.П. Цыбенко.
[25] IV,1019—1020, здесь и далее цитируется в рус. пер. Г.Ф. Церетели.
[26] Гесиод, «Теогония», 411—415.
[27] IV, 825—831.
Вт Июн 27, 2017 7:45 pm автор Лилит
» Добро пожаловать!
Вт Июн 27, 2017 4:54 pm автор Фатима
» Личные наработки. авт. Винтас
Вс Мар 19, 2017 8:53 am автор Буравчик
» Значение карт для вопросов об обмане
Пт Фев 03, 2017 3:41 pm автор Алексей Минский
» Черные Гримуары
Пт Фев 03, 2017 12:31 am автор Алексей Минский
» ОБЩИЕ ВОПРОСЫ О РУНАХ И СЕВЕРНОЙ ТРАДИЦИИ
Пт Янв 27, 2017 2:10 am автор Алексей Минский
» Древнескандинавские магические слова
Ср Янв 25, 2017 6:59 pm автор Алексей Минский
» Камни и знаки зодиака
Сб Янв 21, 2017 4:09 pm автор Алексей Минский
» Памятка 1 активация
Пт Янв 20, 2017 2:16 pm автор Алексей Минский